большой фотоотчет
Фотопоход к Большому Тхачу
Это было в далеком 2021 году. Мы были молодые и дерзкие. Наверное, поэтому мы решили организовать свой первый тур в природный парк "Большой Тхач" в Краснодарском крае. Рассказываем, как это было.
Это была наша первая поездка в природный парк "Большой Тхач", и мы даже представить себе не могли, как это будет красиво . . .

Но обо всем по порядку.

Даты тура были выбраны не случайно, мы хотели увидеть и запечатлеть на своих фотографиях весну на Кавказе и, в частности, поля цветущего рододендрона.
Природный парк "Большой Тхач" находится на Кавказе, на границе двух регионов: Адыгея и Краснодарский край. Это очень популярный пеший маршрут, и проходится он за несколько дней с посещением всех ключевых локаций. Туристы идут сюда, чтобы увидеть первозданную красоту Кавказских гор, испытать себя на прочность, отдохнуть от суеты шумных городов. Но маршрут этот для физически крепких и подготовленных походников. После заброски на внедорожниках пешком еще идти 10-15км с набором высоты от 600 до 1000м (в зависимости от выбранного маршрута). Все вещи, лагерное оборудование и еду нужно нести на себе. Мы же решили сделать максимально комфортный тур с использованием всей возможной инфраструктуры региона, чтобы могли принять участие все желающие, которые способны осилить пешую часть без рюкзаков.
Подготовка к туру началась еще за год до поездки. Были забронированы лошади, которые должны были нести на себе все наши вещи и лагерное оборудование, и машины для заброски на первом и последнем участках маршрута. На Тхачи можно идти с двух разных точек: из села Узловое в Краснодарском крае и из Новопрохладного в Адыгее. Мы выбрали первый вариант, так как он был наболее простой для походной части. Нам предстояло пройти всего 10 км и набрать 660 м высоты. Выглядело просто, но на деле оказалось . . .
Гора Большой Тхач, вид с долины.
Десятого июня наша группа собралась в аэропорту Краснодара, где мы пересели на новенький микроавтобус Mercedes и покатили в сторону главной гряды Кавказских гор. От Краснодара до Узлового ехали часа четыре.

В Узловом сразу пересели на ГАЗ-66, вещи забросили в Буханку и на двух машинах стали подниматься по самому сильному бездорожью, которое я видел в своей жизни, к первому лагерю на Бароновых полянах, где мы должны были объединиться с нашим конным отрядом.
Надо сказать, что заброска сама по себе - отдельное приключение. Мы пересекали вброд реки, проезжали лужи глубиной с озера, карабкались на каменные ступени и балансировали над колеёй, в которую могла провалиться полностью вся наша машина. Я с переднего сидения Буханки пытался высмотреть орхидеи в темном лесу, что было очень трудно делать, так как машину кидало из стороны в сторону, и я должен был постоянно следить, чтобы меня не припечатало головой об стекло. Лес за окном был непривычным, незнакомым. Очень хотелось остановить машину и прогуляться под его тенистым пологом, изучить местную флору. Но времени на остановки не было. Орхидей тоже было очень мало. Я успел различить только любку и гнездовку, которых и у нас в Крыму много.
Вид на Большой и Малый тхачи
с горы асбестной
До Бароновой поляны мы добрались уже затемно и лагерь ставили в темноте. Из лагерного оборудования поставили шатер, кухню, столы со стульями. Времени и сил на генератор и прочее уже не было. Наш повар Алеся (которую мы привезли с собой из Крыма, потому что мы любим вкусно покушать, а она мастер своего дела) на скорую руку приготовила вкуснейший борщ с салатом. Поужинав и пообщавшись, мы разошлись по своим палаткам и моментально уснули после насыщенного дня.
Всю эту красоту нам еще только предстояло увидеть
Наутро я проснулся, когда весь лагерь уже шумел. Я выполз из палатки и обомлел от вида на панораму бескрайних гор, открывшуюся из нашего лагеря. Как на ладони были видны все вершины, которые нам еще предстояло посетить в этом туре: Большой и Малый Тхачи, Западный и Восточный Ачешбох. Это был первый зрительный контакт с нашей целью, первое знакомство с горами, которые уже совсем скоро станут нам родными.
От увиденного дух захватывало и хотелось скорее отправиться дальше.

Позавтракав, мы начали собирать лагерь. В это же время с соседнего склона к нам спустился целый табун лошадей под руководством трех коневодов и мальчишки лет одиннадцати, который ловко управлял своим конем. Всего нас сопровождало в течение тура 10 лошадей.
Как только у меня выдалось десять свободных минут, я обошел поляну с целью изучения биоразнообразия. Здесь мы встретили первые рододендроны, но не те, которые нас ждали наверху, а рододендрон желтый. Он абсолютно не похож на рододендрон кавказский и представляет собой высокий кустарник с ярко-желтыми крупными цветками, которые источают сильнейший сладкий аромат. Говорят, что если долго нюхать его цветы, то может сильно разболеться голова, поэтому местные жители его недолюбливают. Также было много пальчатокоренника черноморского - самой распространенный в этих местах орхидеи. Встреча с этой яркой красивой мясистой орхидеей была вдвойне приятной, так как это был мой лайфер (вид, встреченный впервые), в Крыму не растет.
Лагерь собран, вещи загружены на лошадей. Теперь можно было оглядеть нашу группу искателей приключений, которой, как и мне, не терпелось отправиться в путь. Наша группа состояла из десяти участников тура, двух гидов, повара, трех коневодов, одного их помощника и двух маленьких туристов трех и семи лет. Экспедиция обещала быть серьезной и насыщенной.

Сегодня нам предстояла самая сложная часть всего маршрута - пеший подъем до перевала под Большим Тхачом, где мы поставим следующий лагерь. Нам нужно было пройти 10 км с перепадов высот 660 м.
Нам предстояло от лагеря подняться вон к тем горам
Июнь - это самый дождливый сезон на Кавказе. А дожди тут бывают очень сильные. К этому нужно быть готовым, если хочешь попасть на цветение рододендронов. И мы были готовы. Дождь пошел где-то на середине пути. Сначала это были кратковременные налеты черных туч, а потом дождь зарядил с такой силой, как будто кто-то наверху включил душ на полную мощность. И не прекращался уже до конца подъема.

Мы могли надеяться только на наши дождевики, непромокаемые трекинговые ботинки и мембрану фоторюкзаков, которые мы несли с собой. А вот вещи, которые уехали на лошадях, у многих были не защищены от дождя, так как при выходе с поляны ярко светило солнце на чистом небе и ничего не предвещало беды. Но самые опытные дополнительно уложили запасную одежду и спальники в полиэтиленовые мусорные мешки, что в итоге спасло их от промокания.
Дождь очень сильно замедлил движение группы. Тропы превратились в жидкую грязь, по которой приходилось скользить, тратя силу на борьбу с ней. Сначала мы старались выбирать место, куда ставить ногу, смотрели, где суше, шли по траве, но через час борьбы с грязью мы смирились и понуро брели по лужам, абсолютно не задумываясь о том, чтобы как-то их обойти.

В итоге вместо запланированных 3-4 часов шли все 6. К седловине вышли к 16.00. Наш лагерь уже был почти полностью установлен, лошади и часть группы прошли подъем на два часа быстрее замыкающих. Дождь прекратился, и больше в этот день его не было.

В итоге после жидкого подъема вещи у всех были промокшие. Хорошие трекинговые ботинки не выдержали практически ни у кого. Мои "Асоло Power Matic" продержались лучше других (промок только один ботинок). Помогла пропитка мембраны перед походом, а второй ботинок промок, потому что его залило через верх. На Мирослава надели резиновые сапоги, и в них через верх постоянно заливалась жижа, которую периодически просто вываливали из сапог и надевали их обратно.
Наша дорога пролегала по зеленым холмам кавказского предгорья.
Лагерь мы поставили на возвышенности, с которой должен был открываться красивый вид, но его не было видно, так как легло плотное облако тумана. Мы продолжали устанавливать лагерь, кто-то пытался сушить ботинки у костра, кто-то растягивал веревки для сушки белья, кто-то ушел за водой, повар Алеся уже вовсю готовила ужин. За первые сутки тура мы очень активно снимали на телефоны, сажая их батареи, поэтому все обрадовались включенному генератору и за первые десять секунд заняли все розетки. Чтобы участникам не приходилось бегать в кусты, мы установили полевой туалет. Вещи сохли, еда готовилась, жизнь налаживалась.

И тут в какой-то момент туча, лежащая на перевале, стала рассеиваться, и появился силуэт Большого Тхача, который буквально повис над нашим лагерем. Мы даже не представляли себе, какой он высокий и как он будет доминировать над лагерем. Первая мысль: надо искать достойный передний план. Туман продолжал рассеиваться, и вот уже закатное солнце стало пробиваться через его клочья, освещая гору и окрестный пейзаж. Мы побросали все свои дела и рванули на ближайший склон в поисках сюжета и с целью не упустить свет.
Рододендронов рядом с лагерем не было, но было множество других интересных цветов. Я взял с собой ту часть участников, которой нужна была помощь в поиске кадра и техники съемки, и мы пошли снимать кустик белоснежных анемон. Вообще в конце тура я пожалел, что так мало уделил внимание этим цветам, нужно было поработать с ними больше и сделать разнообразные снимки. Часть группы убежала на поиски рододендронов, которые видели при подъеме.

Первый вечер на Тхаче был закрыт очень красиво.

После долгого и сложного дня мы, переполненные эмоциями, быстро расползлись по палаткам и уснули.
Будильник сработал в 03.00. Было сложно понять, где я нахожусь и почему мне не дают спать. Понимание приходило постепенно с отступлением сна. Я выбрался из палатки. Было еще темно. Ранняя летняя заря только-только начинала загораться на горизонте. Ребята тоже постепенно появлялись из своих палаток. Молчаливые, сонные, они кутались в свою сырую и холодную одежду. Идти никуда не хотелось, да и казалось, не было той причины, которая могла бы заставить тебя это сделать. Но идти надо было. И мы пошли. Гуськом, в темноту, мимо спящих палаток, чавкая в жидкой грязи своими тяжелыми ботинками.

Мы поднялись на склон Малого Тхача, туда, где с вечера присмотрели цветущие белые кусты рододендрона, которые яркими пятнами выделялись на темном склоне. По нашей задумке цветы должны были играть роль переднего плана для Большого Тхача. Подъем занял бесконечные полчаса. Было темно, холодно и мокро.

Но вот мы добрались до первых кустов рододендрона, за ними следующие, а там уже целое поле смутно белеющих в темноте цветов. Ребята рассыпались по склону в поисках своего идеального куста.

И тут начался рассвет. Первый рассвет на Тхачах. Сначала скромно, как бы стесняясь, солнце стало подниматься над горизонтом, медленно, разгоняя ночную синеву, и вот оно уже залило весь склон, долину, горы, цветы ярким желтым утренним светом. Рододендроны буквально вспыхнули. Они впитали в себя весь солнечный свет, который щедро подарило им утреннее солнце, и из скромных белых цветов превратились в яркий пожар, переливающийся всевозможными оттенками желтого, красного, розового. Мы стояли посреди этого торжества возрождения новой жизни, этого яркого и громкого концерта, немые от переполняющих нас эмоций. Хотелось и кричать, и молчать одновременно. И теперь ни у кого не осталось сомнения, зачем мы встали в 3 часа ночи..
После рассветной съемки мы все собрались на завтрак, который тем временем накрыла наш повар Алеся. Погода стояла замечательная, а прогноз обещал проливные дожди с грозой на оставшиеся дни. Вообще с погодой нам максимально не повезло. Таких дождей, как этим летом, местные старожилы не помнили. Заливало весь Кавказ. В Крыму затопило несколько городов. Многие группы отменяли в этом году поход на Тхачи, но все равно людей было много. Особенно тяжело было походникам, которые все свои вещи несли на себе, а из укрытий у них была только палатка, в которой приходилось и готовить, и есть в случае затяжного дождя. Думаю, что для многих такой поход стал последним, а других, наоборот, сплотил, и это станет для них самым запоминающимся приключением за всю жизнь.
Нашей группе повезло больше. Мы не так сильно ощущали капризы погоды. Вещи и лагерное оборудование на себе перевозили лошади, что очень сильно упрощало пешие переходы, которых было все равно не избежать. В лагере во время дождя мы находились в шатре, где стояли столы, стулья, Алеся что-то готовила, всегда пахло едой, было комфортно и уютно. Генератор без устали заряжал наши гаджеты. Но самой главной особенностью тура, о которой я не могу не упомянуть, описывая наш лагерь, был походный туалет. Участники тура больше всего благодарили за него, а не за вкусную еду, теплый кров и тд. Вам просто нужно представить, как выглядит место на седловине, где устанавливались палатки всех находящихся здесь групп. Это альпийский луг с редкими березками и кустарниками. Небольшие участки леса хорошо просматриваются, деревья низкорослые. Чтобы уединиться, нужно было или куда-то далеко уходить с набором высоты в одну или другую сторону, или пытаться спрятаться за редкими деревьями, делая вид, что ты никого не видишь. А если еще учитывать, что часто в туалет приходилось ходить во время сильнейшего дождя... Надо ли говорить, что все более-менее подходящие места превратились в общественные туалеты. Загажено было буквально все вокруг. Нужно было быть крайне осторожным, если хотелось прогуляться среди деревьев, поснимать птичек, например. Наша группа с этой проблемой не столкнулась. Мы поставили санитарную палатку с шикарным видом на панораму Кавказских гор. А еще у нас был походный душ, но им пользовались неохотно)
По прогнозу погоды после обеда должен был быть сильнейший дождь. Мы планировали успеть до дождя подняться на вершину Тхача. Пошли не все, только половина группы, остальные остались отдыхать в лагере. Пеший трек на вершину был всего 2км с набором высоты 350м. Такой маршрут в среднем проходится за полтора часа. Мы шли все три, потому что останавливались через каждые пятьдесят метров, чтобы сфотографировать открывшийся новый вид, который был всегда лучше предыдущего. Я же по пути провел максимально подробную фотосъемку животного и растительного мира.
Птицы. В районе Большого Тхача птиц очень много. В июне здесь разгар весны, и вся округа по-весеннему звенит птичьими трелями. Это усиливало ощущение, что птицы буквально везде. А вот видовой состав достаточно однообразен. На открытых горных ландшафтах самыми распространенными были горные коньки, обыкновенные чечевицы, черноголовые и луговые чеканы, среди горных скал носилась большая стая альпийских галок, а в небе периодически парил обыкновенный стервятник.

В зоне редколесья было очень много разных пеночек: теньковка, зеленая, кавказская. Несколько раз попадалась лесная завирушка, которая тоже является обычным видом для этих мест. А вот ее близкого родственника, альпийской завирушки, не было, видимо, лето она проводит в более высоких горах. Не встретились также большие чечевицы, стенолазы и красноголовые корольки, которых я надеялся увидеть. А вот редкого кавказского тетерева мы спугнули пять раз, не сделав ни одной фотографии. Говорят, что в том году тетеревов было необычно много. Один раз слышали кавказского улара (голос определяли по Bird Guide), но это не точно..
Растения. В июне Тхач - просто рай для ботаников. Растительный мир природного парка очень разнообразен и отличается высоким эндемизмом. Каждое третье растение является эндемиком Кавказа.

На нашем маршруте мы прошли несколько высотных поясов: пояс темнохвойных лесов (где наиболее интересными были пихтарники и насаждения редкого тиса ягодного), пояс широколиственных лесов (бук, дуб), горно-луговой пояс и ярко выраженные заболоченные участки с зарослями щавеля альпийского. В каждом высотном поясе был свой уникальный набор видов. Для нас большая часть была незнакома, поэтому нас охватывал дух первооткрывателя, исследователя, натуралиста. Хотелось сфотографировать каждое растение. Полный список моих наблюдений выложен на iNaturalist.
В районе Большого Тхача в первую очередь нас интересовали популяции рододендрона кавказского. Всего на территории природного парка встречается три вида рододендрона: кавказский, понтийский, желтый. Мы встретили два из них. Помимо рододендронов на горных лугах росло множество других декоративноцветущих растений. Анемона пучковатая, рябчик широколистный, арнебия красивая, водосбор олимпийский, касатик (ирис) сибирский и множество других интересных видов. Если вы увлекаетесь растениями, то прямо сейчас начинайте паковать рюкзак, вам обязательно нужно побывать в этом раю.
На вершине Тхача мы оказались в плотном тумане, и перед нами были закрыты ожидаемые виды на наш лагерь и панораму Кавказских гор. Ребята, которые пришли до нас, сказали что уже час сидят и ждут, когда рассеется туман. Надо сказать, что Большой Тхач постоянно прятался в облака, даже когда с перевала они уходили. Видимо, это связано с остыванием воздушных масс, которые упираются в холодные горные уступы. Но в тот раз нам повезло. Минут через пять после нашего прихода туман перед нами начал рассеиваться, и буквально на несколько минут нам показали наш лагерь и всю седловину, а потом снова все затянуло. Можно было возвращаться с чувством выполненного долга.

На обратном пути начал моросить дождь, который по прогнозу должен был перейти в ливень. А навстречу нам шло все больше и больше людей. Интересно, они не смотрели прогноз? Дождь ливанул сразу после того, как мы вернулись в лагерь. И шел, не переставая, часов шесть. И был такой силы, что мы всерьез забеспокоились, выдержат ли тенты палаток такой напор. Рядом с нашими палатками в дерево ударила молния. Но мы в это время уже спали с чувством выполненного долга, отработав первую часть дневной программы.
Дождь окончательно прекратился в начале восьмого вечера, за час до заката. Небо было еще затянуто, и мы решили, что съемки в этот вечер не будет. Но трое из группы упрямо натянули на себя холодные вещи, надели мокрую обувь и ушли с фотоаппаратами на Малый Тхач еще до окончания дождя. И они оказались большие молодцы, потому что именно в этот вечер нам показали самый красивый закат. Их настойчивость была вознаграждена пятиминутным световым шоу, когда небо и все вокруг загорелось не просто красным цветом, а цветом раскаленной лавы, пролитой на горы, землю, цветы и на всех нас. А те, кто остались в лагере, были наказаны за свой страх перед неудобствами. Им пришлось снимать лучший закат тура из лагеря без красивых цветов.
Наползающий на куэсту туман
На следующий день мы должны были после рассвета собрать лагерь и перейти на новую стоянку под Ачешбохами, но прогноз погоды обещал нам повторение армагеддона как минимум еще на один день. Да и упущенный закат оставлял в нас чувство недосказанности, недоделанной работы. И мы решили перенести день перехода и остались на седловине еще на одну ночь. Забегая вперед, скажу, что решение остаться было судьбоносным, благодаря этому мы приняли участие в спасательной операции и, возможно, спасли жизнь.

Следующий рассвет стал самым скромным из всех. Скромным по местным меркам, конечно. В других местах мы были бы рады такому рассвету, но Тхач нас постоянно баловал стабильным эпическим светом. Рассвет мы снимали стандартно со склона Малого Тхача. Конечно, были и другие локации, но эта была самая красивая, и хотелось ее отработать по-максимуму.
Как обычно, погода рано утром была превосходная, ничто не предвещало обещанных синоптиками дождей. Походники, стоящие рядом, вымотанные дождями, обрадовались солнцу. Везде стали зажигаться газовые горелки, на которых готовился утренний чай, растягивались веревки для просушки вещей, кто-то раскурил кальян, который был заботливо принесен с собой на высоту 2000м.

Мы тоже не устояли перед теплым утренним солнцем и накрыли завтрак на улице вместо шатра. Стол наш ломился от еды, несмотря на то, что это был лишь завтрак. Горячая каша с сухофруктами, которая еще дымилась в кастрюле, сырные и колбасные нарезки, кабачковая икра, вареные яйца, чай, кофе, шоколад, печенье, конфеты. Мы приготовились наслаждаться едой, прекрасной погодой с видом на Большой Тхач. А через час нас уже накрыло облаком и еще через час на небе снова выкрутили на полную кран с дождем. Интересно, как были дела у ребят с кальяном?
Розовые цветы попадаются реже, чем
кремовые, поэтому они более желанные для фотографа
В какой-то момент к нам в лагерь пришел промокший парень. Он искал, кто бы мог спустить его товарища с горы. Оказалось, тот сломал голеностоп на скользкой тропе и самостоятельно передвигаться не мог. Ребята искали помощи, так как были без связи и путешествовали вдвоем. Что делать в такой ситуации, они не знали. До ближайшего поселка было двое суток ходьбы здоровому человеку.

У нас у единственных на перевале были лошади. Но коневоды сказали, что спустить на лошадях их не получится. Действительно, тропа от поселка до седловины очень сложная, для лошадей в том числе. И главная опасность была в том, что лошадь могла упасть на скользкой узкой тропе. И если здоровый седок мог вовремя соскочить с нее, то человека с переломанной ногой она просто задавила бы. Оставался единственный вариант - вызывать спасателей. Опять же пригодилась инфраструктура нашего лагеря. У большей части туристов-походников телефоны севшие. У нас было электричество и была связь. Мы связались со спасателями из Майкопа, те обещали в ближайшее время выслать спасгруппу. Связь было решено держать через наш телефон. Промокший парень ушел к своему товарищу с хорошей новостью.

Звонка от спасателей мы ждали часа три. Позвонили сами, и нам сообщили, что был отправлен вертолет. А это означало, что ребятам нужно срочно собирать вещи, так как вертолет не даст возможности собрать палатку во время эвакуации. Вся эвакуация занимала буквально пару минут. Ребята собрали палатку, переломанного товарища положили на каремат и стали ждать вертолет. Но вертолета не было. . .
Все это происходило во время кратковременного прекращения дождя. Вскоре дождь снова пошел, постепенно набирая силу. Вертолета не было. Парень лежал на каремате на спине, смирившись с тем, что ему прямо на неприкрытое лицо льет дождь. Мы пытались уговорить ребят поставить обратно палатку, пока дождь не усилился, но они надеялись на вертолет. Вертолета не было. Мы звонили в спасслужбу, нам обещали, что вертолет вот-вот будет. Вертолета не было. Мы над пострадавшим поставили импровизированную палатку, сделанную из трекинговых палок и тента. Дождь усилился до ливня. И тут нам сообщают, что вертолета не будет.

Оказалось, что погода была нелетная. Спасательная операция была переиграна, и на гору был отправлен отряд спасателей, который шел пешком. Идти им было по такой погоде часов шесть. Ребята решили поставить палатку, но было уже поздно. Они насквозь промокли, да и палатка была мокрая. Мы принесли им горячего чая. Была опасность, что, лежа на земле без движения парень с переломанной ногой получит еще и воспаление легких. От горячей еды они отказались, хотя наш повар что-то им носила. Спасотряд пришел в лагерь, когда уже было темно. Объявили, что завтра за пострадавшим прилетит вертолет, поставили свои палатки и приготовились к ночевке. Мы продолжали носить им горячий чай.
Рододендроны с видом на Тхач
Интересно, что палатка с пострадавшим стояла в стороне от нашего лагеря среди других палаток таких же пеших походников. В их лагере было шумно, весело. Но никто не подходил к ребятам с предложением помочь, поделиться едой, налить чая. А по их виду им явно нужна была помощь. Позже, просматривая отчеты других групп, я обратил внимание, что в тех видео, где они снимали спасательную операцию на следующий день, они даже не заметили, что рядом с ними был человек с поломанной ногой.

Ну а мы тем временем отправились на закат на Малый Тхач. И на этот раз мы были максимально подготовленными. Точки для съемки были отобраны заранее. Это был наш последний закат на седловине, и он должен был быть самым лучшим. В моем случае так и случилось. Немного подводил запотевающий объектив, который не позволял снимать против солнца, но часть брака я все же смог исправить потом в фотошопе. Объектив не смог отойти еще от первого ливня на подъеме, где за несколько часов конкретно отсырел. Первую часть тура на Тхачах мы закрыли очень красиво.
Последний рассвет на Тхачах я уступил Вите и остался в палатке охранять сон детей. С рассвета ребята вернулись довольными, что говорило о том, что свет был. Позавтракав, мы начали собирать лагерь. Сегодня нам предстоял переход на новую стоянку под горой Асбестная.

Тем временем прилетел спасательный вертолет. Все кинулись снимать спасательную экспедицию. А прилетевшие спасатели снимали наш лагерь, который их очень удивил. Еще бы, вряд ли они ожидали увидеть на Тхачах девушку, только что вышедшую из душа в тапочках и полотенцем на голове)

От первого звонка спасателям до прилета вертолета прошли сутки. Имейте это в виду, если вдруг соберетесь самостоятельно в поход на Тхачи.
Вертолет улетел, мы сделали прощальную общую фотографию группы и Большого Тхача и отправились на следующую стоянку. Погода была хорошая, но мы знали, что это может продлиться недолго. Нам нужно было пройти 5 км без сильных перепадов высоты.

Тропа от седловины до горы Асбестной оказалась самой красивой и живописной тропой, что я видел. Горные луга сменялись редколесьем, за каждым поворотом открывались сумасшедшие виды.

Как и в прошлый раз часть группы вместе с лошадьми обогнали нас и вышли на стоянку часа на полтора раньше. Когда мы пришли, лагерь уже стоял. За что огромное спасибо нашей сплоченной команде. Наш повар Алеся смогла незамедлительно заняться приготовлением обеда.

На седловине под Асбестной мы должны были провести всего одну ночь. Поэтому на закат, несмотря на непогоду и плотный молочный туман, пошли все. От нашего лагеря до точки съемки на вершине горы Асбестная всего 400 метров, но подъем оказался на удивление крутой, градусов 45, и почти до самого верха нужно было набрать 200 метров.

Мы поднялись на вершину часа за два до заката, чтобы было время осмотреться и найти самые вкусные точки для съемки. Но туман не рассеивался. Только становилось все холоднее. В итоге ребята стали по одному спускаться вниз в лагерь, уже не надеясь, что покажут свет. Туман так и не рассеялся. Проглотив горячий ужин и выпив чая со свежей выпечкой (!!!), все разошлись по своим палаткам.
Таким должен был быть вид с горы Асбестная, если бы нам повезло с погодой.
На рассвет ситуация с туманом повторилась и мы так и не смогли сделать ни одного снимка с видами на Ачешбохи. Но никто не расстроился, так остался повод повторить приключение с фотопоходом на Тхачи в следующем году, а вернуться сюда загадали все без исключения.

Мы приступили к последнему сбору лагеря. Сегодня нас ждал долгий спуск и возвращение в цивилизацию. Нам предстояло пройти 13 км со сбросом высоты почти километр. На кордоне Тхач нас ожидали ГАЗ66 и Буханка, а в селе Узловое - микроавтобус Мерседес.

Во время спуска мы наконец-то смогли сфотографировать Ачешбохи, которые прятались от нас в тумане. Мы прошли через горные луга, березняки и темные пихтовые леса. Природа была разнообразной. Сначал я фотографировал каждый цветок, встреченный мной на пути, каждый новый пейзаж, но потом понял, что так мы никогда не доберемся до кордона и, собрав всю силу воли в кулак, убрал фотоаппарат в рюкзак.

Дальше повторилась веселая поездка по бездорожью на внедорожниках. Но, несмотря на всю увесилительность поездки, было немного грустно, что приходится возвращаться домой. Каждый из участников, не задумываясь, остался бы еще на неделю в горах. В Узловом мы посадили ребят в микроавтобус, который нас уже ждал, и отправили его в Краснодар в отель. Сами же небольшой группой организаторов остались загружать лагерь в машину. До Краснодара мы добрались уже когда стемнело. На этом наше приключение подходило к концу. Завтра ребята должны были разлететься по домам, кто-то уже уехал. Мы заказали в отель роллы и суши и устроили себе прощальный ужин с едой, которую не могли достать в горах. Хочется отметить, что обычно по возвращении из похода первым дело участники бегут в местные магазины и скупают все вкусняшки. Но в этот раз у нас в горах не было ни в чем недостатка, и мы, зайдя по привычке в магазин, вышли из него ни с чем, так как ничего не хотелось.
Несмотря на все трудности походной жизни, все участники группы остались в восторге от похода
Подводя итоги, хочу сказать, что природный парк меня поразил. Я видел множество фотографий из этих мест когда готовился к туру, но они оказались не в состоянии передать всей красоты этого места. Не знаю, получится ли это сделать мне. Теперь сюда я планирую возвращаться каждый год. Но только в рамках комфортного фотопохода с лагерем, чтобы походные трудности не отвлекали от созерцания красоты и работы над фотографией.

Вот что на эту тему сказал еще в далеком 1786 году французский путешественник и натуралист Шарль Жильбер Ромм:

"Обычно путешественники не упускают случая описать прекрасные виды, пейзажи и т. д., привлекающие их внимание. Однакож человек восхищается красотами природы или остается равнодушным к ним, в зависимости от расположения своего духа. Если накануне вы не очень устали, если у вас надлежащий кров над головой, тонкий ужин, веселый интересный собеседник, если присоединились к ночному отдыху и веселые сновидения, — на утро, при восходе зари, вы будете достойным созерцателем прелестных мест; ручейки для вас станут Пенеями, извивающимися по долине, которую вы будете сравнивать с Темпейской долиной, горы сделаются Оссой или Пелионом, и вы будете почитать себя таким же счастливым, как древние обитатели этих пышных долин, столько раз воспетых и приукрашенных поэтами. Но если вы изнемогаете от усталости, если дождь, ветер, грязь измучили несчастного путешественника, если ему пришлось удовольствоваться плохим пристанищем, плохим ужином, скверной постелью, на утро для него взойдет печальная и мрачная заря, и он равнодушно проедет мимо прекраснейших творений природы."
Текст: Лузанов Вячеслав.
Фотографии: Лузанов Вячеслав, Коржонов Даниил.